воскресенье, 16 декабря 2012 г.

отдж



  1. Виды источников в журналистике. Работа с источниками информации.
Источники информации
Умение добыть первичные живые сведения, эксклюзив - один из показателей высокого профессионализма журналиста.
В обществе сложилась развернутая сеть информирования журналистов о происходящих плановых событиях, к которой относятся:
брифинги
презентации
пресс-конференции
пресс-релизы
сообщения информационных агентств.
Основным источником информации для получения неплановых сведений выступает фрагмент реальности.
Существует три типа источников информации - документ, человек и предметно-вещественная среда. Письменные источники основаны на принципе гласности и свободы информации, которые позволяют знакомиться с документами, классифицированными как общественно доступные (официальные бумаги, письма, отчеты, протоколы, акты, приказы и пр.). Человек всегда может разъяснить содержание документа, прокомментировать их, рассказать предысторию события, даст совет и пр. Иногда обстановка, которая окружает человека (предметы и вещи) может рассказать о нем больше, чем он сам.
Устные источники информации - люди, не всегда согласны с указанием своего имени в публикации. В связи с этим они могут быть
открытыми
анонимными
источниками «не для печати».
Существует несколько испытанных способов проверки фактических сведений:
переспросить источник и, опираясь на текст, перепроверить цифры, факты, фамилии, иные важные детали, членораздельно проговорить важные высказывания.
сопоставить сведения с видео-, аудиозаписями, текстовыми документами
спросить дополнительных свидетелей и очевидцев
показать текст экспертам
зачитать материал опытным коллегам
дать прочесть текст редакционному юристу.

  1. Понятие метод в журналистике.
Среди традиционных методов прежде всего выделяют метод наблюдения. В его основе, пишет Г.В. Лазутина, лежит «способность человека к восприятию предметно-чувственной конкретности мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним»[1][4]. Журналистское наблюдение всегда имеет целенаправленный и четко заданный характер. «Именно преднамеренность восприятия и осознанность задач позволяет смотреть – и видеть»[2][5]. В социологии под наблюдением подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем. Подобного рода «регистрация событий» предполагает не только непосредственное восприятие объективной действительности, но нередко и участие в ней журналиста для более глубокого изучения происходящих на его глазах событий.
Метод наблюдения активно используется в журналистской практике. И обусловлено это рядом причин. Во-первых, журналист, включаясь в некое событие, имеет возможность проследить динамику его развития. Репортаж с места события отличается не только высокой степенью оперативности, но и тем, что в нем создается атмосфера сопричастности тому, что происходит на глазах репортера (особенно это свойственно телевидению и радио). Во-вторых, непосредственное наблюдение за поведением людей позволяет увидеть неприметные на первый взгляд детали, характерные личностные черты. Информация, почерпнутая из такого рода наблюдений, всегда отличается живостью и достоверностью. В-третьих, журналист, будучи очевидцем события, сам фиксирует наиболее значимые его моменты и в своих оценках независим от чьего-либо мнения. Уже на стадии отбора фактов, выделяя среди них главные и второстепенные, изучая причинно-следственные связи, установившиеся между различными элементами события, корреспондент закладывает предпосылки для более объективного изучения и освещения фактов в своем будущем произведении.
Но, включаясь в наблюдение, журналисту стоит помнить и о возможных объективных и субъективных сложностях. Говоря об объективных трудностях, необходимо отметить, что журналист чаще всего имеет дело с какими-то частными и неповторимыми ситуациями, которые не всегда можно заново «проиграть». Проблема, следовательно, состоит в необратимости тех или иных явлений социальной жизни. Говоря о субъективных трудностях, нужно обратить внимание на то, что журналист сталкивается с человеческими эмоциями, с порой сложными и даже конфликтными межличностными отношениями. В данном случае на качество первичной информации могут повлиять и субъективные оценки людей, их ценностные ориентации, устоявшиеся представления и стереотипы, интересы и т.д. Люди могут изменить тактику своего поведения, если узнают, что за ними наблюдают.
Исходя из этих особенностей наблюдения, теоретики в области социожурналистики высказали мнение, что «в качестве самостоятельного метода наблюдение лучше всего применять в таких исследованиях, которые не требуют репрезентативности данных, а также в тех случаях, когда информация не может быть получена никакими иными методами»[3][6].
На практике метод наблюдения разделяют по нескольким основаниям: а) степени формализованности (структурализованное и неструктурализованное), б) месту проведения (полевое и лабораторное), в) регулярности проведения (систематическое и несистематическое), наконец, г) позиции наблюдателя в исследовании (включенное и невключенное). В структурализованном наблюдении журналист фиксирует события по четко заданному плану или, точнее, процедуре, а в неструктурализованном – ведет наблюдение в свободном поиске, ориентируясь лишь на общие представления о ситуации. Полевое наблюдение предполагает работу журналиста в естественных условиях, а лабораторное – в неких сконструированных журналистом ситуациях. Систематическое наблюдение предполагает обращенность журналиста к той или иной ситуации в определенные периоды времени, а несистематическое – спонтанность в выборе наблюдаемого явления. Позиция наблюдателя в невключенном наблюдении заключается в следующем: журналист, как правило, находится за пределами наблюдаемой ситуации и не входит в контакты с участниками события. Он вполне осознанно занимает нейтральную позицию, стараясь не вмешиваться в ход происходящего. Данный вид наблюдения чаще всего используется для описания социальной атмосферы, например, вокруг выборов, различных общественных акций, социально-экономических реформ и т.д. Включенное наблюдение предполагает участие журналиста в самой ситуации. Он идет на это сознательно, меняя, например, профессию или «внедряясь» в некую социальную группу для того, чтобы изнутри распознать объект. «Смена профессии» возможна в тех случаях, когда журналист уверен в том, что своими непрофессиональными или неквалифицированными действиями он не нанесет людям ни физического, ни морального ущерба. Например, сотрудникам СМИ противопоказано представляться врачами, юристами, судьями, работниками государственных служб и т.п. Подобного рода запреты предусмотрены как соответствующими нормами журналистской этики, так и определенными статьями уголовного кодекса. Вот какими мыслями по этому поводу делится журналист Н. Никитин: «Правила игры при включенном наблюдении становятся чересчур важными, чтобы позволить себе не знать их или не помнить. От прежних времен... одно правило: журналист не может выдавать себя за профессионала, деятельность которого тесно связана с жизнью, физическим и нравственным здоровьем, материальным благополучием людей. Главное правило: забудь о том, что ты журналист. Здесь по-настоящему и прежде всего перед самим собой стань тем, за кого ты себя выдаешь». И далее Н. Никитин предлагает начинающим журналистам конкретные практические советы: «Старайся освоить новую профессию как можно быстрее и выполнять свои обязанности как можно лучше. Не задавай много вопросов: все, что нужно, умей увидеть, а не услышать. Не торопись: часто то, что с риском пытаешься узнать сегодня, без труда становится известным завтра. Не пытайся знать больше положенного: твоя осведомленность в любом случае имеет предел, перешагнуть через который нельзя, не меняя свое положение в организации. Не стремись быть особенно “интересным”: старайся сводить дружеские разговоры на текущие проблемы, планы, случаи из жизни и т.п. своих собеседников, а не собственные. Но основной принцип – будь тем, за кого себя выдаешь»[4][7].
Завершая речь о методе наблюдения, заметим, что впечатления и сведения, полученные журналистом, необходимо перепроверить, дабы еще раз убедиться не только в их достоверности, но и в объективности. Здесь журналистам могут быть полезны советы социолога В.А. Ядова, который для повышения степени надежности (обоснованности и устойчивости) данных предлагает следующие правила:
а)            максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами;
б)            если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласуют оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения;
в)            один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что позволяет увидеть его с разных сторон;
г)             необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту);
д)            важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их интерпретацией, поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуалъных данных и для их истолкования;
е)            при включенном или невключенном наблюдении, выполняемом одним из исследователей, особенно важно следить за обоснованностью интерпретации данных, стремясь к тому, чтобы перепроверить свои впечатления с помощью различных возможных интерпретаций[5][8].

  1. Традиционные методы сбора информации, используемые журналистами. Общая характеристика.

Методы:
1.опрос или анкетирование (требует затрат, времени и денег; не конфиденциален)
2.эксперимент – искусственно создает жизненную ситуацию, которая находится под полным ее контролем.
3.включенное наблюдение (журналист внутри действия наблюдает за происходящим)
4.непосредственный контакт.



  1. Наблюдение как метод получения сведений.



  1. Виды наблюдений. Метод включенного наблюдения.
Наблюдение позволяет журналисту получать сведения непосредственно из текущей реальности - первичную информацию. Какие сведения может получить журналист с помощью наблюдения? Во-первых, это данные, которые выражают сущность происходящего через внешнюю сторону, на основе которых можно сделать выводы о значении событий, об отношениях людей, об уровне их общей культуры или традициях, привычках - обо всем, что поддается считыванию глазом. Во-вторых, данные, передающие внешние характеристики того или иного объекта. Они выступают в тексте как описание примет реальной ситуации, которые создают для читателя «эффект присутствия» - это и детали внешности действующих лиц, их речь, жесты, предметы обстановки, в которой происходят события.
К достоинствам метода можно отнести конкретность и единичность. Метод наблюдения и самый оперативный метод в журналистике, и этим объясняется его важное значение. Он позволяет отражать действительность в момент ее развития. Но журналист воспринимает окружающий мир на основе своего прошлого интеллектуального и эмоционального опыта, на основе сложившихся логических понятий. Чем богаче этот опыт, тем полнее и достовернее результаты наблюдения. Следовательно, метод наблюдения имеет субъективность восприятия, привносит в объективную картину мира субъективный элемент.
Наблюдение в журналистике имеет ряд модификаций. Прежде всего, наблюдение бывает подготовленное и неподготовленное.
Подготовленное наблюдение предполагает ознакомление журналиста с необходимой литературой, архивными материалами, другими сведениями об объекте. Журналисту известно, что ему предстоит наблюдать, кто будет участвовать в событиях, какова их последовательность и пр.
Неподготовленное наблюдение основано на непредсказуемости, случайности, внезапности происходящего. Журналист работает с объектом, заранее ничего о нем не зная.
Существует разовое и длительное наблюдение.
Разового наблюдения достаточно при написании небольших заметок. Разовое наблюдение используется в новостной журналистике, та как связано с жесткой профессиональной необходимостью - оперативностью.
Длительное наблюдение в журналистике близко к научному. Оно ведется по четко спланированной программе, в соответствии с поставленной целью, фиксируются и сравниваются результаты. Длительное наблюдение имеет мощные достоинства - отражает предмет в развитии, в высшей степени достоверно и аналитично.
Наблюдения бывают прямым и косвенным, открытым и скрытым. Прямое наблюдение осуществляется при непосредственном контакте журналиста с объектом. Косвенное наблюдение нужно тогда, когда объект наблюдения удален во времени и в пространстве и прямое наблюдение невозможно.
Открытое наблюдение уместно лишь при подготовке положительного материала. Открытое наблюдение заставляет героев материала корректировать свое поведение, манеру, стиль работы и пр., то есть возникают некоторые психологические помехи. Поэтому журналисту нужно время, чтобы «приучить» окружающих к своему присутствия.
Скрытое наблюдение - вид, при котором журналист исследует предмет, не оповещая о самом факте наблюдения, изучает поведение людей в привычных для них условиях, фиксирует сложившиеся отношения в коллективе и пр.
Скрытое наблюдение используется и в тех ситуациях, когда журналист является сторонним свидетелем ситуации, и в тех, когда он является его участником. В 1-ом случае - невключенное наблюдение, во 2-ом - включенное.
Включенное наблюдение осуществляется журналистом тогда, когда он приходит в какой-либо коллектив или социальную группу как полноправный участник процесса, социальных отношений в этой группе. Взгляд изнутри позволяет фиксировать не только внешние проявления, но и побудительные причины, мотивы поведения людей.
Особо выделяется из ряда видов наблюдения - эксперимент. Это подготовленное наблюдение, которое обладает неким новым качеством. Сущность эксперимента в том, что журналист искусственно создает обстоятельства, при которых яснее и точнее проявляется явление. При этом обеспечивается предельная достоверность информации.

  1. Работа с документами как метод сбора информации. Подлинность документа, достоверность, надежность документальных сведений.
Мастерство журналиста связано с умением использовать достоверные источники информации. Поставщиком такой информации является способ изучения действительности с помощью документа.
Документом в журналистике считается любой предмет, созданный с целью фиксирования информации, выраженной с любой знаковой системе. Документом может быть письмо, ауди- или видеопленка, фотография, рисунок, постановление, статья из журнала…
Проработка документов - метод, позволяющий получать сведения самого разного характера - от фундаментальных положений науки до дневниковых признаний, дающих представление об их авторе. С помощью документов проверяются сведения, полученные в ходе интервью или наблюдения. Он становится аргументом и доказательством, когда журналисту нужно доказать свою правоту в суде. Опора на документы делает публикацию основательной и защищенной. Профессиональный журналист использует любую возможность, чтобы обеспечить себя копиями документов, с которыми ему приходится работать.
Необходимо представлять, что за тип документов попал к вам в руки. В журналистике принята следующая классификация документов:
По способу фиксирования информации: рукописные, печатные документы, кино и фотопленки, магнитные и цифровые записи.
По типу авторства: личные и общественные
По статусу документа: официальные и неофициальные
По степени близости к эмпирическому материалу: первичные и вторичные
По способу получения документа: по установленному образцу и целевые.
В зависимости от характера документа и цели журналиста происходит выбор методов анализа. Это могут быть общие методы (сопоставление, осмысление) или специальные (психологические, социологические, криминалистические).
Существуют различные способы проверки документов. Традиционно они разделяются на внешнюю и внутреннюю оценку.
Установление подлинности документа. Рассматриваются внешние признаки документа - его форма, язык, стиль, датировка. Правила, которые применяют в криминалистике, подходят и для журналистики:
нет ли в документе каких-либо ошибок;
компетентно ли то учреждение или лицо, от имени которого составлен документ, удостоверять содержащиеся в нем сведения;
существует ли такое учреждение, не реорганизовано ли оно или как оно называлось прежде, в то время, когда был составлен документ;
соответствует ли содержание документа его форме;
не являются ли необычными интервалы между текстом и подписями;
если документ многостраничный, все ли страницы пронумерованы, одинакова ли бумага, ее качество и цвет.
четко ли виден штамп или печать.
Установление достоверности, надежности, истинности сведений, содержащихся в документе. Здесь уместно выяснить: какой информацией пользовался составитель документа, не искажены ли фамилии должностных лиц.
Желательно установить дату появления документа и его номер.
Кроме того, необходимо отличать в документе от оценок, так как оценки - вещь субъективная и автор мог быть заинтересован в своей интерпретации или в умалчивании.
Установлению истинности сведений помогает перекрестная проверка документа при помощи всего доступного круга документов по данной проблеме, их сравнительный анализ.
Делая извлечения из документа, профессиональный журналист всегда:
Фиксирует точное название документа, его автора, дату и место издания;
Заключает в кавычки изъятые фрагменты текста и указывает страницы;
Помечает специальными знаками собственные мысли и оценки, возникшие во время чтения;
При завершении работы специально проверяет все цитаты, названия, цифры, фамилии, имена и прочие сведения.

  1. Виды документов. Формы и способы их использования в журналистском творчестве.
  2. Интервью как метод сбора информации. Классификация. Виды вопросов.
Подготовка и проведение интервью
Самый распространенный тип источников информации - это человек. Во-первых, человек - это нередко свидетель или участник происходящих событий, во-вторых, он - носитель информации о себе и о своем субъективном мире, в-третьих - транслятор информации, полученной от других.
С помощью интервью можно получить широкий круг данных, образующий несколько сегментов, а именно:
. фактические данные
. мнения
. объяснения
. предположения и прогнозы
. речевые приметы собеседника, которые передают особенности его личности.
Успех или неуспех работы связаны с качеством подготовки интервьюера: с изучением темы, пониманием цели, продуманностью плана действий, изобретательностью при составлении вопросов.
Вопросы делят на основные и дополнительные. Основные готовятся заранее, так как должны принести основные сведения. Но часто они не срабатывают, потому что существует ряд психологических и социальных барьеров, не позволяющих наладить доброжелательный контакт между собеседниками. И тут на помощь приходят дополнительные вопросы, которые не прогнозировались. Они задаются в момент, когда не срабатывает основной или когда неожиданно возникает поворот темы.
Классификация вопросов по форме:
Открытые. Открытые вопросы называют тему или предмет, а дальше собеседник волен структурировать ответы по своему усмотрению. Закрытые часто используются в социологии при массовом опросе. В закрытых вопросах возможные ответы заложены в самом вопросе, и опрашиваемый должен выбрать ту позицию, которая соответствует его мнению.
Прямые и косвенные. Косвенные вопросы целесообразно задавать тогда, когда тема носит «щекотливый» характер, связаны с мнением, которое идет вразрез с моральными или этическими нормами в той или иной социальной группе. Поэтому вопрос нужно строить так, чтобы он освободил собеседника от категоричности высказывания.
Личные и безличные. Личные формы вопроса выявляют более индивидуальное мнение. Безличная форма дает ответ не о собственной точке зрения, а о мнениях других, выявляет не личность собеседника, а его представление о том, чего требует объективная реальность.
Существуют некоторые правила, которые нужно соблюдать при расспросах любых источников информации.
Репортер должен хорошо ориентироваться в предмете разговора.
При подготовке к интервью помнить о задаче. Если вам необходимо раздобыть факты, конкретные данные, выяснить цифры для заметки, репортажа, статьи и пр., каждый вопрос должен быть построен с учетом этого.
Каждый вопрос должен рассматривать лишь один аспект. Задавая два вопроса в одном, вы позволяете герою интервью «увильнуть» от одного из ответов, предоставляя ему возможность ответить лишь на тот, который кажется ему наиболее понятным, простым или удобным.
Вопрос должен задаваться в вопросительной форме, а не в утвердительной.
Стремитесь задавать открытые вопросы. Они помогут избежать односложных ответов: «да» или «нет».
Вопросы должны быть нейтральными.
Вопросы должны быть простыми.

  1. Особенности подготовки и проведения интервью.
  2. Эксперемент как метод. Виды.
Метод эксперимента в журналистике зачастую отождествляют с методом включенного наблюдения. Тому есть свои причины. Во-первых, как и во включенном наблюдении, журналист-экспериментатор поддерживает непосредственную взаимосвязь с объектом изучения. Во-вторых, эксперимент, как и наблюдение, может проводиться скрытно. Наконец, в-третьих, эксперимент относится к визуальным средствам изучения социальной действительности. Впрочем, несмотря на общность основных признаков эксперимент имеет и свои особенные черты и характеристики. «Под экспериментом понимают метод исследования, базирующийся на управлении поведением объекта с помощью ряда воздействующих на него факторов, контроль за действием которых находится в руках исследователя»[6][9].
В эксперименте объект является средством для создания искусственной ситуации. Делается это для того, чтобы журналист на практике мог проверить свои гипотезы, «проиграть» некие житейские обстоятельства, которые позволили бы ему лучше познать изучаемый объект. К тому же в любом эксперименте заложен не только познавательный интерес журналиста-исследователя, но и управленческий. Если во включенном наблюдении корреспондент является скорее регистратором событий, то, участвуя в эксперименте, он имеет право вмешиваться в ситуацию, воздействуя на ее участников, управляя ими и принимая какие-то решения. «Воздействие на наблюдаемые объекты в ходе его не только является допустимым, но как раз и предполагается, – утверждает В.П. Таловов. – Прибегающие к экспериментированию корреспонденты не ждут, когда люди, те или иные должностные лица, целые службы раскроют себя спонтанно, т.е. произвольным, естественным образом. Это раскрытие преднамеренно вызывается, целенаправленно “организуется” ими самими... Эксперимент – это наблюдение, сопровождаемое вмешательством наблюдателя в изучаемые процессы и явления, в определенных условиях – искусственный вызов, сознательное “провоцирование” этих последних»[7][10].
Таким образом, эксперимент связан с созданием искусственного импульса, призванного проявить те или иные стороны изучаемого объекта. Журналист может провести эксперимент на себе, внедрившись в нужную ему социальную группу, стать «подставной фигурой» и т.п. При этом он не только воздействует на ситуацию, но и стремится привлечь к эксперименту всех интересующих его лиц. Вот примеры из редакционный практики. Будучи совершенно непьющим человеком, корреспондент «Общей газеты» Наталья Лескова решила выяснить, что предлагается на рынке антиалкогольных услуг и во что они обходятся. Свой эксперимент она начала с традиционного «кода Довженко». «Вылечим от алкоголизма за 1–3 дня» – гласил текст объявления. Со слезой в голосе Н. Лескова поведала о некоей запойной подруге – здесь журналистка использовала искусственный импульс. И тут же последовала реакция: «”Она сейчас в запое?” – спросил мой телефонный собеседник. “Да...” “Выезжать надо немедленно! Иначе может быть поздно... За срочность скидка 10%. Выведем вашу подругу из запоя”». Лечение с кодировкой обошлось бы мнимой подруге журналистки от 150 до 300 долларов за каждый сеанс. В другом лечебном центре сотруднице редакции отказались давать какую-либо информацию. Поэтому ей пришлось “признаться” в якобы своем пороке. «Вы должны приехать в поликлинику, – услышала ответ. – Вас осмотрит врач-нарколог, даст лекарство – и все». «Что – все?» «Вы больше не пьете». «Совсем?» – «Мы работаем с гарантией!» За такое чудо журналистке предложили выложить 250 долларов. Благодаря предпринятому эксперименту автору статьи удалось собрать исчерпывающую информацию обо всех антиалкогольных услугах. «За 150–200 долларов предлагали вшить Торпедо, от которого охота до зеленого змия отпадает напрочь. “Всего” за полтора миллиона – чудесную инъекцию “эспераль” и беседу с наркологом. “Очищение” по “авторскому уникальному методу” стоит 700–800 тысяч рублей (в зависимости от массы тела), а “беседы” – по 100 долларов каждая и т.д.». В результате эксперимента, где журналистка выступила в роли несчастной пациентки, она приходит к выводу, что, несмотря на дороговизну услуги, эффективного метода лечения алкоголизма нет, так как все «секреты» кодирования основаны на страхе. “Главное – напугать до смерти”, – признался один врач»[8][11].
Журналист А. Филиппов принял участие в уникальном научном эксперименте. В Институте медико-биологических проблем 13 наиболее сильных и выносливых мужчин привели в состояние гипокинезии – искусственной невесомости. С наклоном головы в 4–6 градусов им пришлось почти неподвижно пролежать 120 суток. Лежа головой вниз, А. Филиппов умудрялся писать репортажи о том, как он был «подопытным кроликом». Рассказывая об этом, автор репортажа Л. Орехова пишет, что «А. Филиппов был одним из самых рьяных защитников идеи полета в космос журналиста. Предлагал запустить его самого с женой: для проведения зачатия в условиях невесомости». Если же говорить об искусственном импульсе, который был «запущен» в ход А. Филипповым, то он заключался в следующем розыгрыше: «По натуре человек веселый и неунывающий, Андрей не давал во время эксперимента скучать и другим. Однажды, например, при помощи медсестры тайком перекрасил свои волосы. Утром приходят врачи, а Андрюша спит себе... огненно-рыжий! Будят его, трясут: “Андрей, что с тобой?!” Он якобы ничего не понимает и делает испуганное лицо...». Розыгрыш позволил журналисту не только «разрядить» унылое и скучное протекание эксперимента, но и посмотреть на поведенческую реакцию врачей, наблюдавших за своими пациентами[9][12].
При планировании и проведении эксперимента журналистам надо учитывать следующие моменты. Во-первых, еще до начала опыта необходимо определить его цели и задачи. Для этого нужно хорошо изучить ситуацию, собрать предварительную информацию о вероятных участниках, проработать имеющиеся документы и другие источники, а также наметить предмет изучения, т.е. то, что особенно будет интересовать в объекте исследования. Во-вторых, необходимо определить место действия: будет ли эксперимент осуществлен в естественных или в лабораторных условиях. Соответственно надо подготовить и себя, и других участников операции. Вот как описывают корреспонденты «Известий» Рустам Арифджанов и Сергей Мостовщиков свой натурный эксперимент, предпринятый ими в 1996 году. «Судя по периодически публикуемым данным, самым дорогим городом нашей Родины сейчас является Якутск, тогда как самым дешевым – Ульяновск. Знаменитая потребительская корзина РФ из 19 продуктов, позволяющая статистикам считать, что граждане в течение месяца с ее помощью не помрут, оценивается на родине холода в 471,4 тысячи рублей, а на родине Ленина всего в 130 тысяч. Это милые цифры, особенно если знать, из чего Госкомитет в свое время сплел нам наши корзинки. Но поскольку отродясь их никто не видел, в Якутск и Ульяновск мы поехали со своими собственными потребительскими котомками, составленными, исходя из своего скудного представления о жизни»[10][13]. Далее журналисты описывают свои «похождения» по этим городам. Эксперимент проводился параллельно в двух регионах страны. Журналисты попытались вместе с семьями местных жителей, ставших участниками эксперимента, прожить на тот «минимум», который высчитал Госкомстат. Выводы были неутешительны. Познав истинное положение людей, сравнив мифические и реальные цифры прожиточного минимума, известинцы приходят к заключению, что нужно кардинально менять сложившуюся ситуацию.
После того как журналист определил, в каких условиях будет проходить акция, ему следует сформировать рабочие гипотезы и выбрать индикатор воздействия на экспериментальную ситуацию. И лишь после этого решается, какими методами фиксировать и контролировать процесс исследования. В структуре экспериментальной ситуации Л.В. Кашинская выделяет следующие элементы: исходное состояние объекта – воздействующий фактор – конечное состояние объекта. «Исходное состояние объекта у журналиста обычно зафиксировано, т.е. имеется определенная отправная информация. Но в этой же информации содержатся и те побуждающие мотивы, которые вызывают необходимость создания экспериментальной ситуации:
·             недостаточность необходимой журналисту информации для проверки или уточнения его гипотезы;
·             невозможность получить такую информацию обычными методами;
·             необходимость получения психологически достоверных аргументов

  1. Особенности подготовки и проведение эксперемента в журналистике.
  2. Современные тенденции развития системы традиционных методов сбора информации.
  3.  Особенности использовании методов сбора информации в практике современного журналиста.
  4. Новые формы и способы получения информации используемые журналистами.
  5. Методы обработки  и анализа информации в журналистском творчестве.
  6. Методы изложения информации журналистом. Общие характеристики.
  7. Методы изложения фактологической информации.
  8. Методы предъявления образов и нормативов.












Комментариев нет:

Отправить комментарий