суббота, 25 мая 2013 г.

ИОЖ

возникшее впервые в истории России в феврале 1917 г. буржуазно-демократическое государство провозгласило свободу слова, печати и других проявлений демократии. Открывшиеся перспективы предоставили возможность социалистическим партиям России легализовать свою деятельность и взяться за организацию своей сети периодических изданий.
Февральская революция 1917 г. привела к падению российского самодержавия, а вместе с ним и к прекращению выпуска монархической прессы. Пришедшее к власти Временное правительство, встав на путь буржуазно-демократических преобразований, заявило об амнистии политическим заключенным, провозгласило свободу слова, печати, декларировало другие проявления демократии. Реальное их осуществление предоставило возможность социалистическим партиям России - РСДРП, эсерам, анархистам - легализовать свою деятельность и заняться подготовкой своих изданий.

Новые исторические условия жизни России открыли период новейшей истории отечественной журналистики. Рассмотрение ее правомерно начинать с тех проявлений, которые дали о себе знать в российской прессе на рубеже двух веков.
Периодическая печать России в начале XX века

В 90-х гг. XIX в., в условиях интенсивного развития капитализма, обострения классовой борьбы в России возросла роль периодической печати в идейно-политической борьбе, экономической, научной и культурной жизни. В 1900 г. в стране выходило 1002 периодических издания различного типа, различных направлений. Но общественно-политические органы печати составляли в них примерно пятую часть - 202 издания!

Основными центрами журналистики в конце XIX в. и до 1917 г. были Петербург и Москва, что вполне отвечало их роли в экономической, политической и культурной жизни России. В течение 1901

1916 гг. в стране выходило более 14 тыс. периодических изданий. Из них свыше 6 тыс. - в Москве и Петербурге.

Февральская революция и развитие печати в России

Революционные события, происходившие в последние дни февраля 1917 г., заметно отразились на рынке столичной прессы. С 25 февраля по 5 марта в Петрограде ни одна газета, кроме «Русского инвалида», не увидела света. Да и опубликованные здесь материалы не давали представления о том, что реально происходит в городе. Сложная ситуация с выпуском газет сложилась в эти дни и в Москве. Из-за того что издатели не захотели поместить сообщения о беспорядках в столице и деятельности сформированного в Петрограде Совета рабочих депутатов, а затем Временного комитета Государственной думы, типографские рабочие отказались печатать их газеты. Исключение составило «Русское слово», возобновившее свой выход 2 марта. Остальные московские газеты появились лишь на следующий день и лишь после того, как их издатели выполнили требования печатников.

2 марта было сформировано Временное правительство. Рупором проводимой им политики стал его официальный орган «Вестник Временного правительства», который стал продолжением «Правительственного вестника» и сохранил его дореволюционную нумерацию. Содержание «Вестника Временного правительства» в марте 1917 г. не позволяет судить о каких-либо кардинальных переменах во внутренней и внешней политике страны. Пришедшее к власти мирным путем Временное правительство продолжало прежний курс царизма. Эта политика не устраняла существовавших в обществе противоречий. Они, как и прежде, продолжали существовать, побуждая к активной деятельности все политические партии России, занимавшие различные позиции по вопросам войны, мира, земли, дальнейших судеб революции.

Февральскую буржуазно-демократическую революцию «Русское слово» не могло оставить вне внимания. Одна из старейших буржуазных газет страны, она не была изданием, далеким от политики. За годы своей деятельности газета не раз меняла политическое направление, но при этом делала это так умело, что в сознании читателей оставалась приятным собеседником, поэтому тираж ее к началу 1917 г. достигал 600-800 тыс. экз., а порой и миллиона экземпляров. Всегда осторожная, чутко улавливающая складывавшуюся политическую ситуацию, газета в самом начале марта 1917 г. достаточно определенно выразила свою позицию: поддержка думскому правительству.

В материалах «Вестника Временного правительства» отразились процессы возрождения российской прессы в первые дни после февральских событий, ее отношение к новой власти. 5 марта
Многое для популяризации новой власти сделал А. Керенский, занявший пост министра юстиции. Он был единственным представителем демократии в правительстве. По его инициативе при министерстве юстиции было создано бюро печати, в задачи которого входило сообщение политических новостей и важнейших мероприятий, проводимых правительством. Бюро печати составляло особые бюллетени для министра юстиции.

Ситуацией, сложившейся после победы Февральской буржуазно-демократической революции, воспользовались все социалистические партии, и в первую очередь большевики, также получившие возможность легально работать. 5 марта возобновилось издание «Правды», закрытой царским правительством в июле 1914 г.* перед самым началом первой мировой войны. Газета фактически стала центральным органом большевистской партии. Одновременно в Москве увидел свет орган МК большевиков «Социал-демократ». Он был наиболее влиятельной после «Правды» большевистской газетой, имевшей широкую читательскую аудиторию в центральных районах страны.

В мартовские дни 1917 г. большевистские издания вышли в Харькове, Киеве, Екатеринославе, в ряде городов Закавказья, Прибалтики, Туркестана. В течение марта появилось 16 большевистских газет, общий тираж которых составил 300 тыс. экземпляров!

В течение последующего месяца большевистская пресса получила дальнейшее развитие за счет военных изданий. Как орган Военной организации при Петроградском совете рабочих и солдатских депутатов вышла газета «Солдатская правда», преобразованная затем в орган Военной организации при ЦК РСДРП(б). «Окопная правда», «Волна», «Утро правды» и другие издавались партийными комитетами ряда военных организаций армии и флота.

В структуре большевистской журналистики заметное место заняла крестьянская печать, главной целью которой было привлечение на сторону большевиков многомиллионной массы крестьян. Для них выпускались газеты «Деревенская беднота», «Деревенская правда», «Крестьянская газета» и др.

Наиболее ярыми противниками большевиков внутри рабочего движения являлись меньшевики, которые также в начале марта 1917 г. развернули активную издательскую деятельность.

7 марта в Петрограде вышла «Рабочая газета», представлявшая взгляды меньшевиков и ставшая рупором их видных лидеров: П. Аксельрода, Ф. Дана, В. Засулич, А. Потресова и др. Несколько позже «Рабочая газета» стала Центральным органом меньшевиков.

В Февральскую буржуазно-демократическую революцию меньшевики вступили заметно разобщенными. «Рабочая газета» отражала взгляды лишь одной их партийной группы. На правом фланге меньшевизма стояла небольшая группа меньшевиков-оборонцев во главе с Г. Плехановым. Эта группа получила название «Единство» и издавала газету под таким же названием. В редакцию входили известные меньшевистские деятели: Г. Плеханов, Г. Алексинский, Л. Дейч и др. Газета выступала за поддержку Временного правительства, за союз с буржуазией, настаивала на установлении в стране «твердой власти».

В апреле 1917 г. появилось издание еще одной группы - сторонников Мартова и меньшевиков-интернационалистов. К ним примкнули также писатели, сотрудничавшие в журнале «Летопись». Вышедшая газета получила название «Новая жизнь», а в ее редакцию вошли М. Горький, Н. Суханов, В. Базаров и др.
1917 г. «Вестник» писал, что все газеты - «Русское слово», «Речь», «Биржевые ведомости», «Новое время», «День» и др. - приветствуют Временное правительство и призывают поддерживать его. В этом же номере сообщалось о том, что назначен комиссар по делам печати.
Заметное развитие получила и региональная печать. В 1901-1916 гг. в Харькове, Нижнем Новгороде, Тифлисе, Баку, Ташкенте и многих других городах выходили газеты и журналы различных типов, официальные и частные, органы различных партий и общественных групп. Только в Киеве, Одессе, Саратове, Иркутске выходило около 1400 изданий2.

Комментариев нет:

Отправить комментарий